Завьялова Н.А.

Урок-экскурсия

    В связи с введением новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов среднего профессионального образования, которые имеют большую направленность именно на  практическую деятельность студентов, все большую популярность у преподавателей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что студенты по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определенных заданий. Уроки этого типа, прежде всего, призваны показать студентам практическое применение знаний, полученных при изучении специальных дисциплин и дисциплин профессионального модуля.

  Учащиеся 2 и 3 курсов курса при проведении практических работ, прохождении практики по профилю специальности посещают различные организации, такие как полицию, службу судебных приставов, пенсионный фонд, Урюпинский комплексный центр социального обслуживания населения, судебный участок  №56 города Урюпинска.

 Экскурсии  организовываются преподавателями кафедры совместно с социальными партнерами, среди которых  начальник отдела кадров Мезенцева С.В.,заместитель начальника пенсионного фонда  Курманов А.С., специалист ГУСО Демина Т.В, главным специалистом судебных участков Бабичевой П.А.

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит от умения преподавателя привлечь студентов к активной деятельности.

На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний студентов; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами: развитие творческих способностей студентов, их самостоятельности, организованности; профессиональных компетенций, получаемых в рамках освоения образовательных программ,  воспитания положительного отношения к обучению.

По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов. В данном случае урок-экскурсия – комплексный.

По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии.

Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. «пресс-конференция» с участием представителей правоохранительных органов, и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино- или телеэкскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.

Тем не менее, структурные элементы различных видов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными. Например, тематический урок-экскурсия может иметь следующую структуру:

сообщение темы, цели и задач урока;

актуализация опорных знаний обучающихся;

восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

обобщение и систематизация знаний;

подведение итогов урока и выдача обучающимся индивидуальных заданий.

       Наш урок – экскурсия строится, как поиск-поход за ответами, на заранее поставленные  вопросы:

-  Изучение процессов становления, организации и деятельности мировых судей в историческом аспекте.

-  Сравнительный анализ всех связанных с ним правовых институтов.

-  Кто же такой современный мировой судья в России? Чем он отличается от мировых судов и мировых судей, существующих в иных государствах?

      Для ответа на такие  непростые вопросы потребуется не только выявление, но и всесторонний анализ всех основных признаков мирового судьи.

      Прежде чем приступить к исследованию того или иного правового института, определению его места и роли, поставленных перед ними задач, важно правильно установить причины его возникновения, проследить исторические этапы его развития. Определить основные его дефиниции, выявить те отличительные черты, которые выделяют его из группы других однородных правовых институтов.

      Первый этап: все учащиеся  вначале осматривают судебный участок в целом. Судья проводит ознакомление с подсудностью суда, деятельностью судей, помощников судей, работой канцелярии. Учащихся делю на две группы.  Далее группы подробно знакомятся с деятельностью каждого из отделов.

      Второй этап: каждый из учащихся обязательно должен ознакомиться с судебным разбирательством (административное правонарушение, гражданское, уголовное преступление) с обязательным оформлением протокола судебного заседания.

     Третий этап: до экскурсии группа получила творческое задание: обыграть судебное заседание, которое будет, обыгрывается на конференции. Представители суда оценивают ситуации.

       Завершающим этапом экскурсии проходит конференция с обязательным участием представителя судебного участка и преподавателя: группы докладывают о выполненных заданиях. Индивидуально  выступают о судебных разбирательствах, в которых принимали участие. В ходе конференции представитель судебного участка высказывает свои замечания и предложения.